Распределённые университеты: в чем секрет успеха? (обновление)
Резюме исследования
Январь 2025
Распределённый университет — это образовательная модель, при которой университетская инфраструктура, ресурсы и процессы распределены по разным географическим точкам: обучение, исследовательская деятельность и административные функции могут выполняться через сеть удаленных филиалов, виртуальных классов и онлайн-платформ. Данная модель позволяет получить образование в территориальных подразделениях практически такое же, как и в головной организации. В данном исследовании аналитики SBS Consulting провели анализ зарубежных и российских университетов, а также провели сравнительный анализ и выявили лидеров в управлении распределенными университетами.

1. Методология

2. Международный опыт

3. Российский опыт

4. Выводы


1. Методология

Разработанная методология может послужить инструментом геополитического анализа, контроля направления работы, корректировки стратегических решений, построения системы управления, а также инвестиционным инструментом. Фокус исследования – территориально-распределенный университет. В зависимости от основной цели создания филиалов формируется основа для модели управления филиалами, их направления деятельности. Были выявлены три основные миссии распределенных университетов:

  • Распространение влияния в рамках конкретного сегмента образования
  • Распространение влияния внутри страны/по всему миру
  • Распространение массового образования

Первая миссия направлена на повышение престижа, обеспечение финансовой устойчивости и активное участие в решении глобальных проблем. Вторая – на получение доступа к специализированным исследованиям и ресурсам, установке партнерства и влияния на развитие в своей области. Третья способствует социальному и экономическому развитию регионов, удовлетворению растущего мирового спроса на образование. За основу была взята модель «5М» для описания бизнес-процессов, т.к. имеет схожие элементы для оценки деятельности университетов. Выделенные компоненты модели, на которых базируются метрики:
  • Место продукта
  • Методы реализации
  • Монетизация
  • Механизмы управления и устойчивого роста

  • Значение каждого показателя определяется типом миссии и методологией, отражающей уровень развития конкретных аспектов в каждом филиале. Итоговая оценка формируется путем суммирования баллов с учётом коэффициентов значимости.

    2. Международный опыт

    Международный опыт управления распределенными университетами базируется на анализе университетов США, Великобритании, Франции, Индии, Китая и Нидерландов.

    США

    Университеты США привлекают значительное количество иностранных студентов благодаря высокому качеству образования, а также перспектив профессионального развития. За счёт того, что США имеют наибольшее количество распределенных университетов с многочисленными зарубежными филиалами, они имеют «мягкую силу» на образование по всему миру. Внутри страны система распределённых университетов обеспечивает доступ к качественному образованию в каждом штате, особенно в развитых регионах. Оценки анализируемых университетов США (CSU, SUNY, Strayer University, Purdue University) согласно методологии колеблются от 93 до 131, что является высоким результатом.

    Великобритания

    Великобритания привлекает иностранных студентов посредством своего богатого исторического наследия. Университеты Великобритании активно открывают филиалы и кампусы в различных регионах мира и также эффективно транслируют свою «мягкую силу». Распределенные университеты Великобритании располагают кампусы в экономически развитых зонах страны. Оценки рассматриваемых университетов (Middlesex University, University of Liverpool, The Open University) варьируются в пределах от 111 до 119 из 162 возможных.

    Франция

    Франция поддерживает своё влияние в сфере образования преимущественно благодаря странам бывших колоний. В то же время, они начинают открывать филиалы в новых странах, что способствует расширению их глобального присутствия. Французские вузы сосредотачивают большинство кампусов в пределах одной провинции, учитывая специализацию и региональные потребности. Оценки Sorbonne University, ESCP Europe, University of Bordeaux достаточно высокие (от 93 до 109), хотя и ниже американских и британских.

    Индия

    Индия является одним из крупнейших экспортеров образования за счет высокой доли частных университетов. Большинство кампусов специализируются на конкретных направлениях образования, преимущественно в области технических наук. Оценки вузов по методологии составляют около 60% от максимального значения.

    Китай

    Китай напротив является крупнейшим импортером образовательных услуг. На его территории находится наибольшее количество кампусов зарубежных университетов, в то время как сами китайские университеты практически не открывают филиалы за рубежом, не стремясь делиться своими академическими ресурсами. Обычно филиалы централизованы и располагаются в индустриальных районах для обеспечения полного цикла исследований и подготовки специалистов в соответствии с потребностями отрасли. Проанализированные университеты Китая (Harbin Institute of Technology, Sun Yat-sen University, Shandong University) по разработанной методологии оценены в среднем на 70%.

    Нидерланды

    В Нидерландах, в отличие от других стран, распределенные университеты чаще всего размещаются вдали от наиболее экономически развитых регионов страны. Такая стратегия предпринята с целью обеспечения образованием как можно большего числа людей. Университеты Нидерландов получили такие же оценки как и китайские университеты.

    3. Российский опыт

    Российские университеты открывают филиалы преимущественно в странах СНГ, транслируя свою «мягкую силу» в этих регионах и стремясь укреплять свои позиции в конкретных сегментах образования. Лидерами по количеству филиалов за рубежом являются МГУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М.Губкина. Топ-3 по количеству филиалов в России: РАНХиГС, Финансовый университет (ФУ), МГЭУ. Наивысшую оценку по разработанной методологии получил Московский государственный университет.

    4. Выводы

    Анализ зарубежных университетов показал, что в большинстве стран распределённые университеты сосредоточены в наиболее развитых регионах страны. Согласно проведенному исследованию большинство распределённых университетов России специализированы на конкретных сегментах образования. С точки зрения методологии, наивысший балл получили распределённые университеты Франции, США и Великобритании, по большей части, за счёт компонент «Место продукта» и «Механизмы управления». Блок «Монетизация» не учитывался в итоговой оценке в силу недостатка данных. По итогу не была выявлена корреляция между миссией университетов и их общим баллом, однако университеты с миссией мирового лидерства в среднем имеют более высокий балл.
    Авторы исследования
    • Владимир Аркадьевич
    • САМОХВАЛОВ
    • Управляющий партнер
    Вячеслав Романычев
    Консультант
    Research Team
    Актуальные исследования
    Февраль 2025
    В 2023 году SBS Consulting провело исследование мировых трендов, прогнозов и оценок будущего, отобрав наиболее интересные из них на горизонте первой половины XXI века (до 2050 года).
    В текущем исследовании подведены итоги мониторинга мировых трендов, выделены события и факты, подтвердившие или изменившие ранее выделенные нами тренды.
    Февраль 2025
    Декабрь 2024
    HR-тренды на 2025 год, которые будут определять будущее рынка труда в России и мире. На что компании должны обратить внимание в первую очередь?
    Декабрь 2024