Государственная политика по развитию ВУЗов в 2018–2022 гг
Резюме исследования
Ноябрь 2022
В период с 2018 по 2022 годы государственная политика России в области высшего образования значительно изменилась. Национальные проекты «Наука и университеты», развитие кадрового потенциала и улучшение инфраструктуры стали основой для модернизации системы образования. Государственные расходы на высшее образование стабильно росли, а бюджет нацпроектов увеличивался на 9% ежегодно. Кроме того, Россия стремилась укрепить международную конкурентоспособность своих университетов, что позволило улучшить образовательные и научные программы на глобальном уровне.
Примечательно, что в 2021 году финансирование на одного студента достигло рекордной отметки за последние четыре года, составив 158 тысяч рублей. Это свидетельствует о стремлении государства создать более благоприятные условия для студентов и повысить качество высшего образования.
Таким образом, бюджетные приоритеты в системе образования России ясно показывают, что высшее образование занимает центральное место в стратегии развития страны, наряду с важностью начального и среднего образования.
Несмотря на значительное увеличение общего бюджета на национальные проекты с 2019 года, доля расходов на образование и науку уменьшилась. В 2022 году на эти направления планируется выделить лишь 7% от общего бюджета на нацпроекты, несмотря на ожидаемый рост финансирования. Тем не менее, расходы на проект «Наука и университеты» будут увеличиваться ежегодно на 9% с 2021 по 2024 годы, достигнув 446 миллиардов рублей к 2024 году.
Национальный проект стал основным инструментом для модернизации высшего образования и науки. Он включал программы по созданию научных лабораторий, НИУ и молодёжных лабораторий, а также внедрение цифровых образовательных платформ. Увеличение госфинансирования в рамках проекта позволило значительно улучшить приборную базу университетов и подготовить более качественные кадры для научных исследований. Проект обеспечил рост технической оснащённости вузов и цифровизацию образовательного процесса.
Проект «Приоритет-2030» стремится вывести не менее 5 ведущих российских университетов в топ-100 мировых рейтингов. Было отмечено значительное улучшение в международных рейтингах благодаря увеличению публикаций в научных журналах и активному развитию международного сотрудничества. Это позволило повысить привлекательность российского образования для иностранных студентов.
Среди новых приоритетов – формирование региональных конгломератов на базе существующих вузов. Это должно способствовать укреплению их позиций в научном и образовательном сообществе, а также повышению их влияния на развитие регионов. Основные метрики, на которые теперь ориентируются российские университеты, включают количество публикаций в международных базах данных, таких как Web of Science и Scopus, долю трудоустроенных выпускников, а также поддержку молодых исследователей, где стремятся к тому, чтобы более 30% исследователей были моложе 39 лет. Развитие международного сотрудничества также остается важным направлением.
Ключевые метрики проекта включают техническое оснащение вузов, цифровизацию образования, публикации в научных журналах и модернизацию научных институтов. За период реализации было потрачено 118 миллиардов рублей на модернизацию около 900 объектов инфраструктуры, включая 500 лабораторий. Финансирование также охватывает термоядерные технологии, обновление приборной базы, молодежные лаборатории и центры компетенций НТИ.
Однако проект по цифровизации образования сталкивается с трудностями. Программа «Современная цифровая образовательная среда» достигнет лишь половины запланированных аудиторий, а число обучающихся к 2025 году может быть в 2,4 раза меньше запланированного. Количество онлайн-курсов также оказалось в два раза меньше ожидаемого.
Ключевые приоритетные проекты включают:
Подробную аналитику смотрите в нашем исследовании.
Текущая ситуация в системе образования России
Российская система образования охватывает более 21 миллиона учащихся, из которых около 4 миллионов — студенты вузов. Государственная политика направлена на обеспечение качественного образования на всех уровнях, но особое внимание уделяется высшим учебным заведениям. Это подтверждается распределением бюджетных средств: более половины общего бюджета на образование направлено именно на высшее образование.Примечательно, что в 2021 году финансирование на одного студента достигло рекордной отметки за последние четыре года, составив 158 тысяч рублей. Это свидетельствует о стремлении государства создать более благоприятные условия для студентов и повысить качество высшего образования.
Таким образом, бюджетные приоритеты в системе образования России ясно показывают, что высшее образование занимает центральное место в стратегии развития страны, наряду с важностью начального и среднего образования.
Национальные проекты
Национальные проекты являются важнейшим инструментом государственной политики, направленным на достижение ключевых целей развития страны. В 2020 году в результате реструктуризации проектов «Наука» и «Образование» был создан новый национальный проект — «Наука и университеты».Несмотря на значительное увеличение общего бюджета на национальные проекты с 2019 года, доля расходов на образование и науку уменьшилась. В 2022 году на эти направления планируется выделить лишь 7% от общего бюджета на нацпроекты, несмотря на ожидаемый рост финансирования. Тем не менее, расходы на проект «Наука и университеты» будут увеличиваться ежегодно на 9% с 2021 по 2024 годы, достигнув 446 миллиардов рублей к 2024 году.
Национальный проект «Наука и университеты»
Бюджет проекта «Наука и университеты» распределен по трем основным направлениям: повышение конкурентоспособности вузов, развитие научной инфраструктуры и подготовка кадров. Хотя этот проект не занимает лидирующую позицию среди других национальных инициатив, его финансирование отражает стремление государства поддерживать высокие стандарты в науке и высшем образовании.Национальный проект стал основным инструментом для модернизации высшего образования и науки. Он включал программы по созданию научных лабораторий, НИУ и молодёжных лабораторий, а также внедрение цифровых образовательных платформ. Увеличение госфинансирования в рамках проекта позволило значительно улучшить приборную базу университетов и подготовить более качественные кадры для научных исследований. Проект обеспечил рост технической оснащённости вузов и цифровизацию образовательного процесса.
Повышение конкурентоспособности университетов
В последние годы подход к повышению конкурентоспособности российских университетов претерпел значительные изменения. Если раньше ключевым приоритетом была интеграция вузов в мировые рейтинги и создание национальных исследовательских университетов, то теперь акцент сместился на другие показатели, более отражающие реальную эффективность и вклад вузов в общество.Проект «Приоритет-2030» стремится вывести не менее 5 ведущих российских университетов в топ-100 мировых рейтингов. Было отмечено значительное улучшение в международных рейтингах благодаря увеличению публикаций в научных журналах и активному развитию международного сотрудничества. Это позволило повысить привлекательность российского образования для иностранных студентов.
Среди новых приоритетов – формирование региональных конгломератов на базе существующих вузов. Это должно способствовать укреплению их позиций в научном и образовательном сообществе, а также повышению их влияния на развитие регионов. Основные метрики, на которые теперь ориентируются российские университеты, включают количество публикаций в международных базах данных, таких как Web of Science и Scopus, долю трудоустроенных выпускников, а также поддержку молодых исследователей, где стремятся к тому, чтобы более 30% исследователей были моложе 39 лет. Развитие международного сотрудничества также остается важным направлением.
Улучшение инфраструктуры
В рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» значительная часть бюджета направлена на модернизацию научных установок и техническое оснащение вузов. 70% средств идут на модернизацию, а 30% — на коммерциализацию науки.Ключевые метрики проекта включают техническое оснащение вузов, цифровизацию образования, публикации в научных журналах и модернизацию научных институтов. За период реализации было потрачено 118 миллиардов рублей на модернизацию около 900 объектов инфраструктуры, включая 500 лабораторий. Финансирование также охватывает термоядерные технологии, обновление приборной базы, молодежные лаборатории и центры компетенций НТИ.
Однако проект по цифровизации образования сталкивается с трудностями. Программа «Современная цифровая образовательная среда» достигнет лишь половины запланированных аудиторий, а число обучающихся к 2025 году может быть в 2,4 раза меньше запланированного. Количество онлайн-курсов также оказалось в два раза меньше ожидаемого.
Развитие кадрового потенциала
Главной задачей кадровой политики было привлечение молодых специалистов. Было создано большое количество научно-образовательных центров и специализированных учебно-научных центров для подготовки высококвалифицированных кадров. Эти меры помогли увеличить количество исследователей и стимулировали научные публикации.Ключевые приоритетные проекты включают:
- Научно-образовательные центры (НОЦ)
- Специализированные учебно-научные центры (СУНЦ)
- Научные центры мирового уровня (НЦМУ)
- Постановление 218
- Научные проекты
- Научные лаборатории
Подробную аналитику смотрите в нашем исследовании.
В 2023 году SBS Consulting провело исследование мировых трендов, прогнозов и оценок будущего, отобрав наиболее интересные из них на горизонте первой половины XXI века (до 2050 года).
В текущем исследовании подведены итоги мониторинга мировых трендов, выделены события и факты, подтвердившие или изменившие ранее выделенные нами тренды.
В текущем исследовании подведены итоги мониторинга мировых трендов, выделены события и факты, подтвердившие или изменившие ранее выделенные нами тренды.
Февраль 2025
Какие миссии реализуют распределённые университеты по всему миру, и кто из них справляется наилучшим образом? Команда SBS Consulting разработала методологию оценки управления распределёнными университетами для определения наиболее эффективно развивающихся.
Январь 2025