Как устроены углеродные рынки
Резюме исследования
Сентябрь 2022
В последние годы углеродные рынки становятся одним из главных инструментов в борьбе с изменением климата. Они позволяют управлять выбросами парниковых газов, создавая механизмы, которые могут быть как обязательными, так и добровольными. Но как именно устроена эта система, и как она работает? Углеродные рынки — важный инструмент в борьбе с изменением климата. Они позволяют управлять выбросами парниковых газов через экономические механизмы, что стимулирует участников к сокращению своего углеродного следа. Существуют два типа углеродных рынков: регулируемый и добровольный. 2022 год ознаменовался активным развитием углеродных рынков по всему миру. Многие страны усилили свои усилия по сокращению выбросов парниковых газов, внедряя регулируемые и добровольные системы торговли углеродными единицами. ЕС продолжает играть ведущую роль в глобальном углеродном регулировании, Китай запустил крупнейшую в мире национальную систему торговли выбросами, а Казахстан укрепляет свою позицию в рамках Евразийского экономического союза с собственной СТВ. В России 1 сентября официально стартует так называемый “Сахалинский эксперимент“ – первая региональная система торговли квотами на выбросы в России (согласно ФЗ от 06.03.2022 г. №34-ФЗ). К данному событию экспертами SBS Consulting подготовлен аналитический материал про углеродные рынки. В исследовании подробно анализируются ключевые инициативы, особенности функционирования рынков и перспективы их развития, что позволяет оценить их влияние на глобальные климатические цели.

Регулируемые углеродные рынки (пример ЕС, Китая и Казахстана)

Регулируемые углеродные рынки — это основа борьбы с выбросами в рамках государственных политик. Регулируемый рынок находится под контролем государственных органов, которые устанавливают квоты на выбросы и следят за их соблюдением.

Регулируемые углеродные рынки становятся все более важным инструментом в глобальной борьбе с изменением климата. Основным механизмом здесь является система торговли квотами на выбросы (СТВ), которая позволяет государствам и компаниям управлять выбросами парниковых газов.Компании должны придерживаться этих квот или приобретать дополнительные, если их выбросы превышают допустимые нормы.

К концу 2021 года в мире действовало 25 таких систем, охватывающих 17% глобальных выбросов парниковых газов. Еще семь систем находились в разработке, и 13 — в стадии обсуждения. Эти системы охватывают ключевые отрасли, такие как энергетика, промышленность, транспорт, авиация, здания и лесное хозяйство. Основное отличие заключается в методах распределения квот и регулировании цен на выбросы.

Европейский Союз (ЕС) создал одну из наиболее развитых систем торговли выбросами. Эта система охватывает значительную часть выбросов парниковых газов в регионе и является примером для других стран. ЕС активно расширяет охват своей системы на новые сектора, что способствует еще более значительному сокращению выбросов.

Китай недавно запустил свою национальную систему торговли квотами на выбросы, которая сразу стала крупнейшей в мире. Китайская система ориентирована на крупнейшие отрасли экономики и нацелена на масштабное снижение углекислого газа, активно адаптируясь к особенностям своей экономики.

Казахстан также внедрил собственную систему торговли квотами, став единственной страной в Евразийском экономическом союзе с таким подходом. Эта система охватывает ключевые сектора экономики страны, и хотя рынок квот в Казахстане остается относительно небольшим, он продолжает играть важную роль в управлении выбросами.

Добровольные углеродные рынки

Добровольный рынок предоставляет больше свободы и позволяет компаниям самостоятельно выбирать проекты для снижения выбросов, покупая сертификаты, которые подтверждают их экологические усилия.

Добровольные углеродные рынки предоставляют компаниям и организациям возможность компенсировать свои выбросы парниковых газов, покупая углеродные кредиты. Это особая площадка, где частные лица, корпорации и другие субъекты могут приобретать и продавать углеродные кредиты, которые представляют собой единицу сокращения или удаления выбросов парниковых газов. В отличие от регулируемых рынков, добровольные углеродные рынки функционируют без обязательных государственных квот и регулирования.

Разработчики проектов, такие как государственные и частные компании, некоммерческие организации и местные органы власти, инициируют проекты, направленные на сокращение выбросов или удаление углекислого газа из атмосферы. Эти проекты проходят сертификацию и верификацию, чтобы выпустить углеродные кредиты, которые могут быть предложены на рынке.

Большая часть углеродных единиц на добровольных рынках выпускается по международным стандартам, однако есть и те, что соответствуют национальным требованиям. Торговля углеродными кредитами осуществляется либо напрямую, либо через специализированные биржи, такие как AirCarbon Exchange (Сингапур) и Xpansiv market CBL (США).

Конечными покупателями углеродных кредитов часто становятся компании, стремящиеся компенсировать свои выбросы в рамках корпоративной социальной ответственности или для улучшения своего имиджа.

Добровольный углеродный рынок демонстрирует активный рост, но не все выпущенные углеродные кредиты находят своих покупателей. Хотя ежегодный выпуск углеродных единиц увеличивается на 24%, на рынке выкупается лишь около 30% этих единиц. Более половины всех выкупленных углеродных единиц приходится на проекты в области лесного хозяйства и землепользования.

Лидером по объему выпуска углеродных кредитов является Азия, где цена на единицу углеродных кредитов самая низкая, составляя около одного доллара за тонну CO2-эквивалента. В то же время, в Океании наблюдается самая высокая цена на углеродные единицы, достигающая 19 долларов.

Углеродные рынки в России (Сахалинский эксперимент и национальный рынок)

Россия готовится к запуску двух новых углеродных рынков, которые станут важными элементами в борьбе с изменением климата. В сентябре 2022 года в Сахалинской области начнется пилотный проект по торговле квотами на выбросы парниковых газов. Этот эксперимент станет первым шагом к созданию национальной системы регулирования выбросов и покажет, как такие рынки могут работать в российском контексте. Проект охватит предприятия с крупными объемами выбросов и установит строгие правила распределения квот, позволяя компаниям адаптироваться к новым условиям или столкнуться с последствиями за несоблюдение квот.

Параллельно с Сахалинским проектом Россия готовится запустить национальный добровольный рынок углеродных единиц. Этот рынок предоставит компаниям возможность компенсировать свои выбросы, участвуя в климатических проектах и приобретая углеродные кредиты. Введение этого рынка знаменует собой серьезное усиление климатической политики страны, направленное на достижение углеродной нейтральности и поддержание международных климатических обязательств. Эти шаги подчеркивают готовность России занять активную позицию в глобальной борьбе с изменением климата, предлагая отечественным компаниям новые возможности для устойчивого развития.

Таким образом, углеродные рынки становятся ключевым инструментом в глобальной борьбе с изменением климата. Регулируемые рынки, такие как в ЕС, Китае и Казахстане, демонстрируют эффективность систем торговли квотами, охватывая значительную долю мировых выбросов и стимулируя сокращение углеродного следа. Одновременно, добровольные углеродные рынки предоставляют компаниям возможность компенсировать выбросы за счет покупки углеродных кредитов, что способствует развитию проектов в области лесного хозяйства и других устойчивых инициатив.

Россия, в свою очередь, делает значительный шаг вперед, запуская пилотный проект на Сахалине и национальный добровольный рынок углеродных единиц. Эти инициативы подчеркивают важность углеродных рынков для страны и демонстрируют готовность России участвовать в глобальных климатических процессах. В целом, развитие углеродных рынков — это путь к более устойчивому будущему, в котором баланс между экономическим ростом и экологической ответственностью становится реальностью.

Актуальные исследования
Февраль 2025
В 2023 году SBS Consulting провело исследование мировых трендов, прогнозов и оценок будущего, отобрав наиболее интересные из них на горизонте первой половины XXI века (до 2050 года).
В текущем исследовании подведены итоги мониторинга мировых трендов, выделены события и факты, подтвердившие или изменившие ранее выделенные нами тренды.
Февраль 2025
Январь 2025
Какие миссии реализуют распределённые университеты по всему миру, и кто из них справляется наилучшим образом? Команда SBS Consulting разработала методологию оценки управления распределёнными университетами для определения наиболее эффективно развивающихся.
Январь 2025