О проблемах развития МСБ в России
Резюме исследования
Июль 2022
Исследование посвящено проблемам МСБ в России.
Проведен анализ развития, сравнительный анализ с положением МСБ в других странах. Изучены инициативы государства по улучшению условий для роста МСБ.
В России показатель численности активных субъектов МСБ на 1000 человек населения значительно ниже мирового среднего и составляет всего 28. Более того, вклад МСБ в экономику России составляет лишь половину от аналогичного вклада в глобальном масштабе.
Малый и средний бизнес (МСБ) в России проходит через несколько ключевых этапов, каждый из которых сопровождается уникальными вызовами:
Финансовая поддержка охватывает льготные займы, субсидии на покрытие затрат, гарантии по кредитам, страхование и реструктуризацию долгов. Для стимулирования спроса предлагаются меры по поддержке зарубежных покупок и ограничению использования импортной продукции в госзакупках. Также доступна информационно-маркетинговая и консультационная помощь.
Венчурное финансирование в стране сталкивается с трудностями, такими как в отличие от крупных мировых игроков венчурного рынка стартапы в России инвестируются на поздних стадиях и концентрация инвестиций в отдельных регионах, что создаёт неравные условия для бизнеса в разных частях страны. Таким образом, можно заключить в России отсутствует полноценная экосистема для венчурного финансирования.
Банковское финансирование также представляет собой сложность. МСБ испытывает трудности с доступом к кредитам из-за высоких требований со стороны банков, высоких ставок и ограниченных сумм кредитов. Эти факторы затрудняют привлечение необходимых средств для роста и развития бизнеса.
Несмотря на то, что доля МСБ в ФРП стабильна и находится на уровне в 35 – 40%, при этом сам вклад ФРП в общем финансировании МСБ не значителен.
Для улучшения ситуации необходимо упростить доступ к банковскому финансированию. В частности, следует разрешить банкам самостоятельно формировать резервы по кредитам на сумму до 150-200 миллионов рублей и внести изменения в существующие нормативные документы. Также предлагается создание новой категории “промышленных банков”, что поможет расширить возможности финансирования для МСБ.
Эти меры могут значительно улучшить доступность финансирования, что в свою очередь будет способствовать росту и развитию малого и среднего бизнеса в России.
МСБ в России
Малый и средний бизнес (МСБ) в большинстве развитых стран является двигателем экономического роста, инноваций и занятости. Эти предприятия, как правило, считаются наиболее гибкими и динамичными, способными быстро адаптироваться к изменениям на рынке и внедрять новые технологии. Однако в России, несмотря на важность этого сектора, темпы его роста и уровень развития остаются недостаточными.В России показатель численности активных субъектов МСБ на 1000 человек населения значительно ниже мирового среднего и составляет всего 28. Более того, вклад МСБ в экономику России составляет лишь половину от аналогичного вклада в глобальном масштабе.
Малый и средний бизнес (МСБ) в России проходит через несколько ключевых этапов, каждый из которых сопровождается уникальными вызовами:
- На этапе основания предпринимателям предстоит решить множество задач: зарегистрировать компанию, получить лицензии, наладить учет и найти финансирование. Не менее важным становится подбор команды и организация внутренних процессов.
- С ростом бизнеса на первый план выходит управление и автоматизация. Компании расширяют штат, внедряют системы мотивации и защиты интеллектуальной собственности, а также начинают осваивать новые рынки.
- На этапе зрелости основной акцент смещается на оптимизацию: налогообложение, сокращение расходов и управление рисками. Здесь важно удерживать клиентскую базу и диверсифицировать источники финансирования.
- Если бизнес сталкивается с кризисом, он может перейти в стадию упадка, где ключевыми задачами становятся антикризисные меры и поиск новых возможностей.
Государственные инициативы
В ответ на вызовы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес (МСБ) в России, государство внедряет ряд инициатив, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и стимулирование его роста. Государственные меры включают упрощение регуляторных процедур, такие как мораторий на проверки и отмена штрафов по госконтрактам. Введены налоговые льготы и отсрочки, а также поддержка в виде сертификации продукции для экспорта и образовательных программ по международной торговле.Финансовая поддержка охватывает льготные займы, субсидии на покрытие затрат, гарантии по кредитам, страхование и реструктуризацию долгов. Для стимулирования спроса предлагаются меры по поддержке зарубежных покупок и ограничению использования импортной продукции в госзакупках. Также доступна информационно-маркетинговая и консультационная помощь.
Основные проблемы МСБ
Финансирование остаётся одной из главных проблем для малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. На начальном этапе предприниматели часто вынуждены полагаться на собственные средства, что может быть недостаточным для полноценного развития бизнеса.Венчурное финансирование в стране сталкивается с трудностями, такими как в отличие от крупных мировых игроков венчурного рынка стартапы в России инвестируются на поздних стадиях и концентрация инвестиций в отдельных регионах, что создаёт неравные условия для бизнеса в разных частях страны. Таким образом, можно заключить в России отсутствует полноценная экосистема для венчурного финансирования.
Банковское финансирование также представляет собой сложность. МСБ испытывает трудности с доступом к кредитам из-за высоких требований со стороны банков, высоких ставок и ограниченных сумм кредитов. Эти факторы затрудняют привлечение необходимых средств для роста и развития бизнеса.
Несмотря на то, что доля МСБ в ФРП стабильна и находится на уровне в 35 – 40%, при этом сам вклад ФРП в общем финансировании МСБ не значителен.
Возможные решения
Для успешного развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в России крайне важно улучшить доступ к банковскому финансированию. В настоящее время централизованные институты развития, такие как Фонд ФРП, Российский экспортный центр и Корпорация МСП, не полностью удовлетворяют потребности бизнеса. Эти институты часто ориентированы на узкие сегменты рынка или не могут обеспечить необходимое финансирование для большинства МСБ.Для улучшения ситуации необходимо упростить доступ к банковскому финансированию. В частности, следует разрешить банкам самостоятельно формировать резервы по кредитам на сумму до 150-200 миллионов рублей и внести изменения в существующие нормативные документы. Также предлагается создание новой категории “промышленных банков”, что поможет расширить возможности финансирования для МСБ.
Эти меры могут значительно улучшить доступность финансирования, что в свою очередь будет способствовать росту и развитию малого и среднего бизнеса в России.
В 2023 году SBS Consulting провело исследование мировых трендов, прогнозов и оценок будущего, отобрав наиболее интересные из них на горизонте первой половины XXI века (до 2050 года).
В текущем исследовании подведены итоги мониторинга мировых трендов, выделены события и факты, подтвердившие или изменившие ранее выделенные нами тренды.
В текущем исследовании подведены итоги мониторинга мировых трендов, выделены события и факты, подтвердившие или изменившие ранее выделенные нами тренды.
Февраль 2025
Какие миссии реализуют распределённые университеты по всему миру, и кто из них справляется наилучшим образом? Команда SBS Consulting разработала методологию оценки управления распределёнными университетами для определения наиболее эффективно развивающихся.
Январь 2025