Перспективы развития экспорта российских технологий для водородной энергетики
Резюме исследования
Март 2024
Водород – уникальный энергоресурс, не загрязняющий природу при сгорании, но до сих пор не ставший лидирующим или хотя бы распространенным источником энергии в мире. Тем не менее, большинство стран мира отводят именно водороду ключевую роль в сокращении выбросов до «чистого нуля» к 2050 году.
Как известно, Россия – страна с крупнейшим запасом природных ископаемых, и можно предположить, что в наступающем энергопереходе может занять ключевую роль одного из ключевых поставщиков водорода и технологий для его производства. В исследовании Перспектив развития экспорта российских технологий для водородной энергетики SBS Consulting выясняет, какие отечественные разработки по производству и использованию водорода могут быть конкурентоспособными в наступающем энергопереходе.
Производство довольно стабильно: в 2018 г. было произведено 90 млн тонн водорода, и с тех пор постепенно выросло на 6% к 2022 г.
Аналогично на 6% вырос спрос на водород на промежутке с 2020 по 2022 гг. 80% потребленного водорода – чистый водород, и оставшиеся 20% - водород в смеси. Почти весь водород (96%) приходится на нефтеперерабатывающую и химическую отрасли.
Что касается дружественных стран-лидеров по потреблению, ожидается, что суммарное потребление к 2050 г. (Китай, Индия, Иран, Турция, Перу) составит 130 млн тонн ежегодно. Ключевым драйвером потребления будет являться водородный транспорт. Помимо транспорта, планируется использование водорода в теплоэнергетике, выработке электроэнергии, производстве метанола и стали, и в качестве удобрений.
Чтобы удовлетворить будущий спрос Китая на водород, в данный момент там заявлены более 120 инвестпроектов по созданию производственных мощностей. Самый крупный из них – крупнейший в мире – уже привлёк более 4,5 млрд долл. инвестиций.
Что касается транспорта – главного драйвера потребления водорода, по китайским дорогам ездит уже более 8 000 водородомобилей; к 2050 г. планируется увидеть на дорогах общего пользования почти 30 млн машин на водородном топливе.
Также вырастет потребление аммиака, поскольку аммиак позволяет хранить энергию водорода.
Страна показывает слабый уровень развития водородной отрасли: на государственном уровне не утверждена водородная стратегия, и страна не стремится к амбициозным климатическим или экологическим целям, поскольку не ратифицировала Парижское соглашение об изменении климата. Таким образом, существенные драйверы роста потребления водорода в Иране отсутствуют.
Основная цель, которой требуется добиться, следуя стратегии, – реализация потенциала по производству, экспорту, применению водорода и промышленной продукции для водородной энергетики, и вхождение в число мировых лидеров по их производству и экспорту с обеспечением конкурентоспособности экономики страны в условиях глобального энергетического перехода.
В промежутке между 2021 и 2024 годами дорожная карта предписывает следующие шаги:
За следующие 11 лет, до 2035 г. ожидаются следующие ключевые достижения:
На финальном промежутке планирования с 2036 по 2050 гг. сформированы крайне амбициозные ожидания:
Цена «зелёного» водорода, вероятно, самого востребованного из всех, сильно варьируется во всех странах в связи с разнообразием источников энергии для выработки и высоких капитальных затрат на создание мощностей для производства. В случае с «зелёным» лидируют страны, изобилующие возобновляемыми источниками энергии: солнцем, ветром и водой. Самая низкая себестоимость «зелёного» водорода встречается в Австралии, и составляет от 2,76 до 4,14 долл. США за кг. На третьем месте выступает Россия с себестоимостью в диапазоне от 3 до 7,5 долл. США за кг. Среди всех стран, цена производства «зелёного» водорода варьируется на ±28% в зависимости от цены возобновляемой энергии.
«Голубой» водород (производится посредством паровой конверсии метана, и улавливанием углекислого газа) производить дешевле всего в странах, богатых природным газом. В тройке лидеров – Индия (1,5 долл. США за кг), Китай (1,4) и Россия (1,5).
И, наконец, третий тип водорода с низким углеродным следом – «жёлтый» водород, который производится посредством электролиза воды с использованием электроэнергии, вырабатываемой АЭС. Здесь российский водород занимает первое место по себестоимости – 0,5 долл. США за кг. Ближайший соперник – Япония с себестоимостью 2,6 долл. США за кг. Однако «жёлтый» водород чувствителен к цене электроэнергии: в зависимости от стоимости выработки электричества на АЭС, себестоимость водорода может колебаться на 38% в обе стороны.
Конечно, цена ресурсов и капиталоемкость производства – не единственные факторы. На себестоимость также может влиять государственная поддержка производства экологичных сортов. Такие практики существуют, например, в США и Австралии.
Звание наиболее привлекательного внешнеторгового партнёра делят Китай и Индия. В Китае – самый объёмный в мире рынок водорода; рост импорта из России между 2021 и 2022 гг. составил 46%, а потребление водорода между 2022 и 2030 гг. вырастет на 6%. В Индии объём потребления существенно ниже, но зато аналогичные показатели составляют 367 и 63% соответственно.
У Турции также есть перспективы стать импортёром российского водорода: импорт из России вырос на 103% за 2021 и 2022 гг., а потребление водорода вырастет на 214% между 2022 и 2030 гг.
Однако в любом случае у экспорта водорода также существует ряд ограничений, требующих пристального внимания: На этапе генерации:
И на этапе транспортировки:
Электролиз воды (всеми способами: АWE (Электролиз щелочной воды), AEM (Анионообменный мембранный электролиз), PEM (Электролиз с протонообменной мембраной), SOEC (Твердооксидный электролиз)) и транспортировка водорода (как в сжиженном и газообразном виде, так и в виде смеси) уже разработаны отечественными компаниями Центротех и Н2 Тех. Использование водорода в качестве автомобильного топлива уже прорабатывается КАМАЗом.
Отечественные технологии электролиза воды не уступают зарубежным аналогам по энергоэффективности: во всем мире эффективность электролизёров составляет около 4 кВт*ч/м3. А в плане производительности еще есть куда расти: скорость генерации российских установок – 1 000 м3/ч. Лидирующие электролизёры способны производить до 4 000 м3/ч.
В логистических вопросах отечественный производитель тоже не сидит сложа руки: для газообразного водорода подходят металлокомпозитные баллоны, используемые в транспортировке природного газа. Средства транспортировки сжиженного H2 пока что только на стадии разработки компанией Н2 Тех. Контейнеры должны поддерживать температуру -253 оС, что может вызывать технологические трудности. Лидером в перевозке сжиженного водорода является Япония, где спроектирован и построен танкер Suiso Frontier, способный перевозить 75 тонн сжиженного водорода, и разработана система Spera Hydrogen, позволяющая получать из водорода метилциклогексан для перевозки в контейнерах при давлении в 4 атмосферы.
В мире производятся и эксплуатируются несколько моделей водородных автобусов – т.н. водоробусов: Toyota Sora (Япония), Hyndai Elec City Fuel Cell Bus (Корея), Connexion Solaris Bus (Нидерланды и Польша); их суммарный автопарк составляет более 500 единиц. Российский КАМАЗ 6290 ещё находится на этапе опытной эксплуатации. Аналогично легковым моделям, водоробусы не отличаются от бензиновых аналогов по техническим характеристикам.
В сегменте грузовиков отечественные разработки ближе к коммерческой реализации: АФК «Система» и белорусская Белкоммунмаш планируют произвести 20 грузовиков , а поставка первой партии планируется на 2024 г., также АФК «Система» планирует запуск в серию грузовиков, судов, складской техники на водороде. Среди конкурентов – шведско-китайский Volvo, корейский Hyundai и голландский HyMax. Последнего которого произвели уже 90 штук. Также существуют разработки и уже эксплуатируемые модели рельсового транспорта.
10 трамваев на водородных топливных элементах уже ходят в Китае, и было совершено несколько поставок таких трамваев в Турцию. В Корее на стадии опытной эксплуатации есть модель трамвая от Hyundai. Что касается России, организация СПб ГУП Горэлектротранс модернизировала существующую модель трамвая для использования на водородных топливных элементах, и трамвай успешно прошел опытную эксплуатацию, но не был запущен в серию. Модели водородных поездов можно встретить в Китае, Корее и Германии. В Японии запуск водородного поезда запланирован на 2030 г. Последний тип транспорта, который удалось к настоящему моменту перевести на водородное топливо – судна. В Японии существует две модели пассажирских судов на водородном топливе, а голландская Holland Shipyard Group уже эксплуатирует судно с мощностью, от 2 до 4 раз превышающую мощность японских судов. В России ЦКБ «Балтсудопроект» спроектировало судно на водородноых топливных элекментах топливе, оно было заложено на Зеленодольском судостроительном заводе в феврале 2023 г.
Российские технологии перевозки водорода будут высоковостребованными в перспективе, поскольку глобально ниша представляет собой «голубой океан». Для сохраниения роли России как глобального поставщика энергоресурсов критически важно обеспечить конкурентоспособность и технологический суверенитет в области транспортировки водорода.
Использование водорода в качестве топлива для транспорта – наименее развитый этап цепочки в России. На данный момент не существует готовых потребителей в транспорте – ключевом драйвере спроса на водород в будущем. Основным направлением деятельности в данном вопросе должно стать стимулирование НИОКР необходимых технологий и стимулирование спроса на отечественную продукцию.
Как известно, Россия – страна с крупнейшим запасом природных ископаемых, и можно предположить, что в наступающем энергопереходе может занять ключевую роль одного из ключевых поставщиков водорода и технологий для его производства. В исследовании Перспектив развития экспорта российских технологий для водородной энергетики SBS Consulting выясняет, какие отечественные разработки по производству и использованию водорода могут быть конкурентоспособными в наступающем энергопереходе.
МИРОВОЙ РЫНОК ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
I. Мировое производство и спрос
По состоянию на 2022 г. в мире производится 95 млн тонн водорода в год. При этом 95% приходится на «серый» водород – самый неэкологичный из всех: 72% - паровая конверсия метана, и 23% - газификация угля.Производство довольно стабильно: в 2018 г. было произведено 90 млн тонн водорода, и с тех пор постепенно выросло на 6% к 2022 г.
Аналогично на 6% вырос спрос на водород на промежутке с 2020 по 2022 гг. 80% потребленного водорода – чистый водород, и оставшиеся 20% - водород в смеси. Почти весь водород (96%) приходится на нефтеперерабатывающую и химическую отрасли.
II. Роль водорода в мировых целях углеродной нейтральности
В настоящее время, лидеры по потреблению водорода (Китай, США, Япония), дружественные страны (Индия, Турция), и страны-члены ООН считают водород ключевым ресурсом для достижения климатических целей. Net-Zero 2050 в случае стран ООН, и специфические национальные документы в случае прочих стран.III. Прогноз мирового рынка водорода
В основном водородные и климатические стратегии составляются до 2050 г.: ожидается, что глобальное производство водорода к тому моменту составит около 250 млн тонн в год. В денежном выражении – 654 млрд долларов. 63% этого рынка займут Китай и США, 24% - Южная Корея, Австралия и Япония, и оставшиеся 13% будут приходиться на Россию и другие страны.Что касается дружественных стран-лидеров по потреблению, ожидается, что суммарное потребление к 2050 г. (Китай, Индия, Иран, Турция, Перу) составит 130 млн тонн ежегодно. Ключевым драйвером потребления будет являться водородный транспорт. Помимо транспорта, планируется использование водорода в теплоэнергетике, выработке электроэнергии, производстве метанола и стали, и в качестве удобрений.
IV. Страновая специфика: динамика потребления и драйверы
КИТАЙ
В данный момент Китай – крупнейший потребитель водорода в мире: ежегодное потребление составляет около 35 млн тонн, и примерно поровну разделено между производством аммиака, метанола, нефтепереработкой и прочими промышленными применениями.Чтобы удовлетворить будущий спрос Китая на водород, в данный момент там заявлены более 120 инвестпроектов по созданию производственных мощностей. Самый крупный из них – крупнейший в мире – уже привлёк более 4,5 млрд долл. инвестиций.
Что касается транспорта – главного драйвера потребления водорода, по китайским дорогам ездит уже более 8 000 водородомобилей; к 2050 г. планируется увидеть на дорогах общего пользования почти 30 млн машин на водородном топливе.
Также вырастет потребление аммиака, поскольку аммиак позволяет хранить энергию водорода.
ИНДИЯ
Текущее потребление водорода в Индии составляет около 6,5 млн тонн в год, и используется в основном в нефтепереработке. Ожидается, что к 2050 г. потребление составит почти 30 млн тонн ежегодно, и будет примерно поровну разбито между отраслями нефтепереработки, производства стали, аммиака и метанола. Также ожидается, что 6,3 млн тонн будет потребляться водородным транспортом (50 млн единиц к 2050 г.; в настоящий момент в Индии уже функционируют две водородных АЗС). Таким образом, потребление водорода транспортом будет расти по 19% ежегодно, начиная с 2030 г.ИРАН
Иранское потребление водорода по состоянию на 2022 г. оценивается в 2,9 млн тонн в год; он используется в нефтепереработке и производстве метанола и аммиака. Кроме того, Иран активно покупает водород: водород в жидком или газообразном состоянии – 55-ый по популярности продукт, импортируемый Ираном.Страна показывает слабый уровень развития водородной отрасли: на государственном уровне не утверждена водородная стратегия, и страна не стремится к амбициозным климатическим или экологическим целям, поскольку не ратифицировала Парижское соглашение об изменении климата. Таким образом, существенные драйверы роста потребления водорода в Иране отсутствуют.
ТУРЦИЯ
В Турции водород используется исключительно в целях нефтепереработки: ежегодное потребление колеблется между 0,6 и 0,7 млн тонн. Тем не менее, согласно турецкой энергетической стратегии, потребление водорода вырастет до 4,1 млн тонн ежегодно к 2050 г., из которых 1,2 млн тонн будет использоваться транспортом. По сценарию Net Zero, проникновение водородных ТС достигнет 20% в общественном и грузовом транспорте. Также водород будет использоваться как замена импортному газу и нефти.ПЕРУ
Среди рассмотренных стран потребление в Перу – самое низкое: около 110 тыс. тонн ежегодно. Почти 100% водорода используется в нефтеперерабатывающей промышленности. В соответствии с перуанской дорожной картой внедрения водорода потребление вырастет в 4 раза – до 449 тыс. тонн ежегодно в связи с 40-процентным проникновением водорода в промышленность, и замене половины грузовиков в горной добыче на водородные. Кроме того, уже к 2030 г. планируется ввести в пользование от 50 до 100 водородных АЗС и до 2 500 единиц транспорта на водородных ячейках.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ
I. Дорожная карта развития производства и экспорта водорода
В России уже существует дорожная карта внедрения водорода и развития его экспорта. Она была создана в 2021 г. и уточняет план и бенчмарки по использованию водорода до 2050 г.Основная цель, которой требуется добиться, следуя стратегии, – реализация потенциала по производству, экспорту, применению водорода и промышленной продукции для водородной энергетики, и вхождение в число мировых лидеров по их производству и экспорту с обеспечением конкурентоспособности экономики страны в условиях глобального энергетического перехода.
В промежутке между 2021 и 2024 годами дорожная карта предписывает следующие шаги:
- Создание региональных водородных кластеров, разработка мер поддержки и нормативно-правовой базы
- Запуск пилотных проектов для производства водорода из ископаемых топлив с захватом углекислого газа и электролизом
- Создание научно-технологической инфраструктуры
- Разработка технологий и производство промышленной продукции для водородной энергетики
За следующие 11 лет, до 2035 г. ожидаются следующие ключевые достижения:
- Серийное и массовое применение водородных технологий, масштабирование их производства и экспорта
- Формирование инфраструктуры в регионах повышенного спроса на водород с началом крупномасштабного экспортоориентированного производства
На финальном промежутке планирования с 2036 по 2050 гг. сформированы крайне амбициозные ожидания:
- Реализация крупных проектов по производству и экспорту водорода на основе возобновляемых источников энергии
- Россия становится одним из крупнейших экспортеров водорода и энергетических смесей, промышленной продукции и технологий на мировой рынок
- Широкое коммерческое применение водородных технологий в сферах транспорта, энергетики и промышленности
II. Оценка конкурентоспособности производства
Учитывая ожидаемые объёмы производства водорода в России, в стране может существовать отличная возможность экспорта; однако ключевым фактором останется себестоимость водорода и соответствующая цена продажи, которую отечественный производитель сможет предлагать.Цена «зелёного» водорода, вероятно, самого востребованного из всех, сильно варьируется во всех странах в связи с разнообразием источников энергии для выработки и высоких капитальных затрат на создание мощностей для производства. В случае с «зелёным» лидируют страны, изобилующие возобновляемыми источниками энергии: солнцем, ветром и водой. Самая низкая себестоимость «зелёного» водорода встречается в Австралии, и составляет от 2,76 до 4,14 долл. США за кг. На третьем месте выступает Россия с себестоимостью в диапазоне от 3 до 7,5 долл. США за кг. Среди всех стран, цена производства «зелёного» водорода варьируется на ±28% в зависимости от цены возобновляемой энергии.
«Голубой» водород (производится посредством паровой конверсии метана, и улавливанием углекислого газа) производить дешевле всего в странах, богатых природным газом. В тройке лидеров – Индия (1,5 долл. США за кг), Китай (1,4) и Россия (1,5).
И, наконец, третий тип водорода с низким углеродным следом – «жёлтый» водород, который производится посредством электролиза воды с использованием электроэнергии, вырабатываемой АЭС. Здесь российский водород занимает первое место по себестоимости – 0,5 долл. США за кг. Ближайший соперник – Япония с себестоимостью 2,6 долл. США за кг. Однако «жёлтый» водород чувствителен к цене электроэнергии: в зависимости от стоимости выработки электричества на АЭС, себестоимость водорода может колебаться на 38% в обе стороны.
Конечно, цена ресурсов и капиталоемкость производства – не единственные факторы. На себестоимость также может влиять государственная поддержка производства экологичных сортов. Такие практики существуют, например, в США и Австралии.
III. Потенциал экспорта в страны-потребители водорода
С недавних пор в России есть дополнительный фактор, способный сдерживать экспортный потенциал – санкционные ограничения. Из-за них перечень потенциальных внешнеторговых партнеров ограничен. Тем не менее, учитывая перспективные объёмы потребления водорода в дружественных странах, нельзя сказать, что доступный России рынок мал.Звание наиболее привлекательного внешнеторгового партнёра делят Китай и Индия. В Китае – самый объёмный в мире рынок водорода; рост импорта из России между 2021 и 2022 гг. составил 46%, а потребление водорода между 2022 и 2030 гг. вырастет на 6%. В Индии объём потребления существенно ниже, но зато аналогичные показатели составляют 367 и 63% соответственно.
У Турции также есть перспективы стать импортёром российского водорода: импорт из России вырос на 103% за 2021 и 2022 гг., а потребление водорода вырастет на 214% между 2022 и 2030 гг.
Однако в любом случае у экспорта водорода также существует ряд ограничений, требующих пристального внимания: На этапе генерации:
- Россия находится на начальном уровне развития инфраструктуры производства водорода. Первый полноценный запуск производства водорода (а не генерации внутри нефтеперерабатывающих заводов с целью внутреннего потребления) планируется только на 2030 г.
- Высокие капитальные затраты: Минэнерго оценивает объём инвестиций для развития водородной инфраструктуры в 21,1 млрд долл. (6% расходов федерального бюджета России за 2022 г.). Кроме того, по предварительным оценкам, без государственной поддержки производителей на этапе предпроектной подготовки успешные водородные проекты возможны только в Якутии и на Сахалине – в специальных экономических зонах. У проектов в остальных регионах оба показателя (IRR, NVP) обещают быть отрицательными
И на этапе транспортировки:
- Водород требователен к условиям перевозки. В зависимости от расстояния, водород необходимо перевозить в одной из трёх форм: сжатый газ (до 2 600 км), сжиженный водород (до 16 500 км), LOHC (технология, при которой водород смешивается с другими веществами, позволяющими снизить требования к перевозке по давлению и температуре; при необходимости получить водород из LOHC, вещество легко разделяется на водород и изначальную примесь) (до 25 000 км). На коротких расстояниях используется либо трубопровод, либо наземный транспорт; но в любом случае, предприятиям по производству водорода также нужно будет осуществлять конвертацию водорода в необходимую форму прямо на месте производства
- Экспортная стратегия была разработана до введения санкций, и в ней предполагалось, что ключевыми партнерами станут Япония, Европа и Южная Корея. Поскольку эти рынки сейчас закрыты, возможными вариантами остаются Китай, Индия и Перу. Поставка в эти страны может стать существенно сложнее, чем в те, в которые изначально планировалось.
IV. Сравнение технологий производства и транспортировки водорода
Несмотря на отсутствие в России запущенных мощностей по производству, транспортировке и использованию водорода, все необходимые наработки уже существуют и могут конкурировать с иностранными технологиями.Электролиз воды (всеми способами: АWE (Электролиз щелочной воды), AEM (Анионообменный мембранный электролиз), PEM (Электролиз с протонообменной мембраной), SOEC (Твердооксидный электролиз)) и транспортировка водорода (как в сжиженном и газообразном виде, так и в виде смеси) уже разработаны отечественными компаниями Центротех и Н2 Тех. Использование водорода в качестве автомобильного топлива уже прорабатывается КАМАЗом.
Отечественные технологии электролиза воды не уступают зарубежным аналогам по энергоэффективности: во всем мире эффективность электролизёров составляет около 4 кВт*ч/м3. А в плане производительности еще есть куда расти: скорость генерации российских установок – 1 000 м3/ч. Лидирующие электролизёры способны производить до 4 000 м3/ч.
В логистических вопросах отечественный производитель тоже не сидит сложа руки: для газообразного водорода подходят металлокомпозитные баллоны, используемые в транспортировке природного газа. Средства транспортировки сжиженного H2 пока что только на стадии разработки компанией Н2 Тех. Контейнеры должны поддерживать температуру -253 оС, что может вызывать технологические трудности. Лидером в перевозке сжиженного водорода является Япония, где спроектирован и построен танкер Suiso Frontier, способный перевозить 75 тонн сжиженного водорода, и разработана система Spera Hydrogen, позволяющая получать из водорода метилциклогексан для перевозки в контейнерах при давлении в 4 атмосферы.
V. Водородный транспорт
Фраза «водородный транспорт» может звучать как нечто из мира фантастики, но уже несколько лет таковым не является. Азиатские страны стали в этом сегменте первопроходцами: на мировом рынке представлены массовые модели Toyota Mirai, Honda Clarity и Hyundai Nexo. Все три легковых автомобиля в большинстве повторяют технические характеристики базовых моделей автоконцернов, а их суммарный объем производства превысил отметку в 95 тыс. штук. Рабочий прототип представил российский концерн Aurus. Модель Senat схожа с бензиновыми вариантами, но не производится серийно.В мире производятся и эксплуатируются несколько моделей водородных автобусов – т.н. водоробусов: Toyota Sora (Япония), Hyndai Elec City Fuel Cell Bus (Корея), Connexion Solaris Bus (Нидерланды и Польша); их суммарный автопарк составляет более 500 единиц. Российский КАМАЗ 6290 ещё находится на этапе опытной эксплуатации. Аналогично легковым моделям, водоробусы не отличаются от бензиновых аналогов по техническим характеристикам.
В сегменте грузовиков отечественные разработки ближе к коммерческой реализации: АФК «Система» и белорусская Белкоммунмаш планируют произвести 20 грузовиков , а поставка первой партии планируется на 2024 г., также АФК «Система» планирует запуск в серию грузовиков, судов, складской техники на водороде. Среди конкурентов – шведско-китайский Volvo, корейский Hyundai и голландский HyMax. Последнего которого произвели уже 90 штук. Также существуют разработки и уже эксплуатируемые модели рельсового транспорта.
10 трамваев на водородных топливных элементах уже ходят в Китае, и было совершено несколько поставок таких трамваев в Турцию. В Корее на стадии опытной эксплуатации есть модель трамвая от Hyundai. Что касается России, организация СПб ГУП Горэлектротранс модернизировала существующую модель трамвая для использования на водородных топливных элементах, и трамвай успешно прошел опытную эксплуатацию, но не был запущен в серию. Модели водородных поездов можно встретить в Китае, Корее и Германии. В Японии запуск водородного поезда запланирован на 2030 г. Последний тип транспорта, который удалось к настоящему моменту перевести на водородное топливо – судна. В Японии существует две модели пассажирских судов на водородном топливе, а голландская Holland Shipyard Group уже эксплуатирует судно с мощностью, от 2 до 4 раз превышающую мощность японских судов. В России ЦКБ «Балтсудопроект» спроектировало судно на водородноых топливных элекментах топливе, оно было заложено на Зеленодольском судостроительном заводе в феврале 2023 г.
РЕЗЮМЕ
По состоянию на 2023 г. в России уже разработано и готово к эксплуатации оборудование для производства водорода путём электролиза с характеристиками выше средних среди рассмотренных стран. Таким образом, технология уже готова к поставке на экспорт. Основным акцентом в промышленной политике в данной отрасли должны стать инвестиции в НИОКР в части повышения производительности электролизёров.Российские технологии перевозки водорода будут высоковостребованными в перспективе, поскольку глобально ниша представляет собой «голубой океан». Для сохраниения роли России как глобального поставщика энергоресурсов критически важно обеспечить конкурентоспособность и технологический суверенитет в области транспортировки водорода.
Использование водорода в качестве топлива для транспорта – наименее развитый этап цепочки в России. На данный момент не существует готовых потребителей в транспорте – ключевом драйвере спроса на водород в будущем. Основным направлением деятельности в данном вопросе должно стать стимулирование НИОКР необходимых технологий и стимулирование спроса на отечественную продукцию.
Рынок венчурных инвестиций развивается в соответствии с системными факторами, он чувствителен к волатильности внешней среды и отраслевым изменениям. Рассмотрим, какие еще факторы влияют на уровень венчурного инвестирования на примере стран-лидеров по объему венчурных инвестиций.
Декабрь 2024
Поиск крупных российских групп компаний, которые в среднесрочном периоде смогли расти темпами, опережающими инфляцию.
Декабрь 2024