Текущее положение и перспективы развития электронных площадок в России
Резюме исследования
Май 2024
Сегодня рынок электронных закупок находится в состоянии трансформации. Основополагающим трендом является цифровизация закупочной деятельности, что прежде всего связано с общемировой тенденцией к цифровизации всех отраслей экономики. Лидерами электронной B2B-коммерции являются Китай и США, объем B2B онлайн-продаж, в которых в 2022 г. составил 2,78 и 1,64 трлн долл. США соответственно. В России только 4–7% компаний имеют собственные B2B-интернет-магазинами.

В исследовании мы рассмотрели текущие состояние и возможные сценарии развития электронных площадок в России с учетом основных трендов.


Анализ текущего положения и перспектив развития бирж в России

По итогам 2022 г. объем биржевых торгов товарами в России достиг 1,5 трлн руб., при этом 92% совокупного объема организованных торгов составляет рынок нефтепродуктов и 5% - сельскохозяйственной продукции. Иные сегменты организованного товарного рынка менее развиты ввиду большого объема внебиржевых торгов. Для расширения номенклатуры торгуемых активов наиболее вероятными являются сценарии взаимодействия торговых бирж с ЭТП для достижения задач по построению независимой системы ценовых индикаторов в России, а также создание общего биржевого рынка товаров ЕАЭС.

Анализ текущего положения и перспектив развития ЭТП в России

На ЭТП в основном осуществляются госзакупки (44-ФЗ), закупки компаний с госучастием (223-ФЗ), закупки коммерческих компаний, торги по банкротствам и т. д. Основная торговля происходит на 8 федеральных площадках, на которых возможно проведение торгов по 44-ФЗ. Данные площадки предоставляют экосистему сервисов для торгов разных видов.

Основной тренд последних лет на ЭТП – увеличение количества закупок малого объема (ЗМО) и создание отдельных сервисов для ЗМО. Этот тренд привлекает в т. ч. и представителей МСБ. 75% поставщиков начинают с ЗМО в электронных магазинах, прежде чем выйти на весь огромный рынок госзаказа и закупок у госкомпаний, регулируемый 44-ФЗ и 223-ФЗ. Более того, на рынке ЭТП наблюдается консолидация игроков для расширения предоставляемых сервисов и услуг.

Однако на текущем этапе ЭТП имеют ограничения, которые препятствуют расширению использования площадок для осуществления электронной коммерции. К ним относятся техническая стабильность и гибкость ЭТП, сложная навигация, широта и качество дополнительных сервисов. Развитие ИТ-компетенций и предоставление новых сервисов позволят привлечь на рынок ЭТП новых участников.

Анализ текущего положения и перспектив развития B2B-маркетплейсов и интернет-магазинов в России

В сегменте коммерческих закупок ЭТП начали создавать конкуренцию развивающиеся B2B-маркетплейсы, на площадках которых собраны предложения по категориям товаров от разных поставщиков, что снижает монополизацию предложения и позволяет сделать процесс закупки максимально простым и прозрачным.

Развитие отраслевых площадок является одним из главных трендов в B2B-торговле. Свои интернет-магазины и B2B-маркетплейсы открыли практически все крупные игроки металлургической отрасли. На рынке работают B2B-маркетплейсы строительного оборудования, сельскохозяйственной продукции, нефтепродуктов, систем безопасности и т. д. Более того, B2B-маркетплейсы предоставляют своим клиентам экосистему сервисов. Примером экосистемы может послужить отраслевой B2B-маркетплейс ПОЛЕ.РФ, на площадке которого сельскохозяйственный бизнес может закрывать все производственные потребности в режиме единого окна: взять кредит на покупку удобрений, приобрести их, а потом продать выращенный урожай напрямую без посредников На данном этапе у B2B-маркетплейсов есть ряд ограничений, которые тормозят цифровую трансформацию: низкая цифровизации бизнес-процессов поставщиков, ограниченная автоматизация маркетплейсов, ограниченный ассортимент товара в наличии/продукция «под заказ». Однако в ближайшей перспективе B2B-маркетплейсы будут перенимать лучшие практики розничной онлайн-торговли и развивать цифровые сервисы для бизнес-заказчиков.

Анализ текущего положения и перспектив развития B2С-маркетплейсов и интернет-магазинов в России

В то же время в розничном e-commerce наблюдается ускорение перетока на маркетплейсы. B2C-маркетплейсы увеличивают долю на рынке и расширяют экосистему сервисов, в том числе создают собственные банки и развивают финтех-продукты.

Относительно продаж бизнесу, B2C-маркетплейсы несмотря на дополнительные сервисы для бизнеса (предоставление закрывающих документов, электронный документооборот, возможность резервирования товаров и прочее) имеют существенные недостатки по сравнению с B2B-площадками: отсутствие специальных категорий товаров, которые закупают промышленные компании, ограниченные финансовые сервисы для покупателей, а также невозможность интеграции каталога товаров маркетплейса с ИТ-инфраструктурой заказчика. Нивелирование данных ограничений возможно в случае выделения B2B-маркетплейсов в отдельные направления развития цифровых экосистем (например, Яндекс и Озон) по аналогии Сбер - SberB2B, Amazon - Amazon Business.

Авторы исследования
  • Владимир Аркадьевич
  • САМОХВАЛОВ
  • Управляющий партнер
  • T: +7 (495) 792-59-79
  • @: vsamokhvalov@sbs-consulting.ru
Алексей Михайлович Калинин
Директор практики государственного консалтинга
Вячеслав Романычев
Консультант
Актуальные исследования
Май 2024
Человечество практически полностью раскрыло потенциал слабого ИИ. К 2030 г. начнет развиваться сильный ИИ, который по возможностям будет равен человеческому, и сможет понимать все аспекты человеческих мыслей и эмоций.
Май 2024
Апрель 2024
При должной экономической политике, предполагающей налоговые изменения для стимулирования инвестиций, доступность банковского финансирования, поддержку спроса и др. экономика могла бы расти более высокими темпами даже в условиях снижения спроса на отечественные нефть и газ на внешних.
Апрель 2024