ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА
И УГЛЕРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ, 2021
Дисклеймер
Данный отчет содержит резюме с ключевыми выводами на основе проведенного SBS Consulting аналитического исследования.
Представленные в отчете данные, аналитика и любая другая информация предназначены только для информационных целей и не
могут являться заменой услуг профессиональных консультантов в сферах бизнеса, финансов, инвестиций и др.
SBS Consulting
Москва, БЦ PortPlaza
+7 (495) 792 59 79
Проектируемый проезд, 4062,
info@sbs-consulting.ru
д. 6, стр. 2
Проблема изменения климата является одной из наиболее
существенных вопросов глобальной повестки
Динамика выбросов парниковых газов (ПГ) в 1880-2019 гг. и их влияние на изменение климата
+ 0,95˚C
1,0
40
Прирост частоты ураганов
35
▪ Ежегодные температурные рекорды и пожары
30
▪ Более трети площади шельфовых ледников Антарктики могут обрушиться,
0,5
если глобальная температура вырастет на +4 ⁰С
25
20
15
0,0
10
5
-0,5
0
Изменение глобальной температуры к среднему значению 20-го века (1880-2019)
Выбросы ПГ (Гигатонн СО2-экв.) 1880-2019
2015 г. принята «Повестка дня в области
2015 г. обеспокоенность стран
2021 г. опубликован Доклад МГЭИК ООН об изменении
менением климата и его последствиями
имата, который готовили в течение 8 лет более 200
стойчивого развития на период до 2030
ивела к подписанию «дорожной карты
еных со всего мира
одаª
действийª - Парижского соглашения
Основные тезисы:
• Текущее изменение климата неопровержимо и необратимо
▪ В нее вошли 17 Целей устойчивого развития (ЦУР
• Антропогенный вклад в глобальное потепление
ООН) и 169 задач
Цель - ограничение повышения
существенен
глобальной температуры на планете
• Сохранение текущей ситуации приведет к
▪ Сегодня ЦУР ООН учитываются при разработке
до + 2˚C
экспоненциальному росту случаев климатических
планов и стратегий публичного и частного сектора
катаклизмов
2
Источники: NOAA Data, Global Carbon Project, аналитика SBS Consulting
К 2050 г. планируется осуществить четвертый
энергопереход в истории человечества
Драйверы четвертого энергоперехода
2050 г.
Достижение нулевых
Развитие «зеленыхª технологий
Углеродное регулирование
1
выбросов СО2
▪
Возобновляемые источники
▪ Международные соглашения о климате
энергии
▪ Обязательная отчетность о выбросах
▪
Li-ion накопители энергии
парниковых газов
▪
Водородная энергетика
▪ Национальные и трансграничные
х4 раза
углеродные налоги
▪
CCUS - технологии
улавливания,
▪ Системы торговли квотами на
Увеличение к 2030 г.
использования и
выбросы парниковых газов
мощностей ВИЭ в мире
захоронения СО2
▪
Отраслевые
решения
5 трлн долл.
ESG-принципы
Инвестиции в энергетику
▪ Политика в корпоративной стратегии компаний
в год к 2030 г.
▪ Политика в инвестировании
▪ ESG-рейтингование
▪ Концепция управления рисками
Источники: аналитика SBS Consulting
Основными технологиями энергоперехода являются ВИЭ, водородная
энергетика, а также улавливание и захоронение углерода (CCUS)
Ключевые технологии энергоперехода
Электрификация процессов и перевод на
Развитие технологий, основанных на
Внедрение технологий улавливания и
возобновляемые источники энергии (ВИЭ)
водороде
захоронения углерода (CCUS)
Технологии выработки э/э из неисчерпаемых
Технологии, основанные на использовании
Технология «последнейª мили декарбонизации,
источников, таких как солнце, ветер, вода,
водорода - элемента с высокой теплотворностью
позволяющая улавливать выбросы углекислого
Описание
геотермальные источники, биотопливо, и
- в качестве топлива для выработки энергии и
газа, захоранивать или направлять на полезное
дальнейшая электрификация прочих процессов,
работы транспорта. При этом водород делится
использование. Например, захоранивать их в
использующих углеводороды в качестве топлива
на «серыйª, «синийª и «зеленыйª в зависимости
водоносных пластах, либо использовать для
(например, транспорта)
от технологии производства
увеличение нефтеотдачи (EOR)
Уровень
• Стадия коммерциализации и
• Рынок 130 млрд долл. США
• Технология в стадии опытно-
активного развития рынка
проектных решений
развития
• На текущий момент водород
• Доля ВЭС и СЭС в мировом
производится «серымª
• Общая мощность 50 Мт СО2 /
энергобалансе = 9,4%
способом (97%). Для
год
озеленения - требуется
развитие ВИЭ
• Доля генерации ВЭС и СЭС в Дании более 60%
• Водородные заправки Sinopec в Китае (27
• Улавливание СО2 (электростанция NRG WA Parish
• В России установленная мощность ВИЭ
заправок Н2 в работе)
PP, США) и использование для повышения
Кейсы
• В Южной Корее 30 МВт установленная
нефтеотдачи (West Ranch Oil Field, США
составляет 3 ГВт, в том числе, использование
мощность водородных топливных элементов
• улавливание СО2 на основе парового
ветрогенерации в Чукотском автономном
округе
в электрогенерации (15 ГВт к 2040 г.)
реформинга на строящемся объекте «Аммиак-
• Проведение тендеров на масштабные ВИЭ-
• IPP Renewed - создание водородной ТЭС на
карбамид-меламинª (ПАО «Метафраксª, Россия)
проекты в странах СНГ (Армения, Узбекистан)
месте угодной в США (запуск в 2025 г.)
Источники: Лекции летней энергетической школы СКОЛКОВО, аналитика SBS Consulting
4
Вопросы углеродного регулирования закреплены международными
соглашениями и национальными нормами права
1997
2005
2015
2019
2021
Киотский протокол
Парижское соглашение
European Green Deal
Закон о климате ЕС
EU Emissions Trading
по климату
System (ETS)
иотский протокол к
Директива 2003/87/EC от
Парижское соглашение в
Отсутствуют, нормы будут
Отсутствуют, законопроект
амочной конвенции ООН
13 октября 2003 года о
рамках Рамочной конвенции
применяться в рамках
на стадии разработки
НПА
б изменении климата
торговле выбросами ПГ
ООН об изменении климата
будущего закона о климате
С, страны Восточной Европы
ЕС
195 стран, включая Россию и
ЕС и страны-экспортеры в ЕС
Прибалтики, Украина,
ЕС
Участники
пония*, Канада*, Россия*
меньшение глобальных
Достижение целей Киотского
Замена Киотского протокола,
Достижение целей будущего
Сокращение к 2030 г.
лиматических изменений
протокола - повышение
цель - ограничение повышения
закона о климате
выбросов ПГ на 55% от
Цели
утем ограничения и
экологической эффективности,
глобальной температуры на
Стимулирование производителей
уровня 1990 г.
окращения выбросов
сокращение выбросов ПГ
планете до 2˚C
за пределами ЕС снижать
Достижение углеродной
арниковых газов
углеродоёмкость продукции
нейтральности ЕС к 2050 г.
Международная торговля
Система торговли квотами
ыбросами, механизм
на выбросы парниковых
Применяются инструменты
Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM)
Инструменты
овместного осуществления
газов
Киотского протокола
«Механизм пограничной углеродной корректировкиª
механизм чистого развития**
Контролирую-Не предусмотрено
European Commission
Не предусмотрено
The European Roundtable on
European Commission
щие органы
Climate Change and
Sustainable Transition (ERCST)
* отказались участвовать в 2012 г.
** механизмы передачи образовавшихся единиц сокращения выбросов иностранному инвестору, принимавшему участие в финансировании климатического проекта
5
Источник: аналитика SBS
В развитых странах активно внедряется инструмент системы торговли
квотами на выбросы парниковых газов
Страна
Механизм
Описание механизма
Регулирование
Применение
система торговли
распределение и торговля
участие с 2005 года является
• работает во всех странах ЕС, а также в
квотами на выбросы
квотами на выбросы
обязательным для компаний в
Исландии, Лихтенштейне и Норвегии;
(EU ETS)
парниковых газов (ПГ) с
обрабатывающей промышленности,
• цель: к 2030 г. сократить выбросы CO2
Европейский
лимитами, устанавливаемыми
энергетическом и авиационном
на 55% относительно 1990 г.
союз (ЕС)
каждым государством-членом ЕС
секторе
региональная инициатива
программа ограничения выбросов
участие с 2009 года является
• работает в 11 штатах США, выручка
по парниковым газам
и торговли квотами на выбросы
обязательным для электростанций,
направляется на программы по
(RGGI)
CO2 с лимитами, установленными
работающих на ископаемом
энергоэффективности и ВИЭ
регионами RGGI
топливе, мощностью 25 МВт и более
• цель: к 2025 г. сократить выбросы ПГ на
США
26-28% относительно 2005 года
распределение и торговля
участие с 2021 года является
• к 2025 году действие системы будет
национальная система
распространено на предприятия по
торговли квотами на
квотами на выбросы CO2 с
обязательным для предприятий
энергетического сектора,
производству стали, нефтепереработки,
выбросы (ETS)
лимитами, установленными
строительства, химии и авиации
китайским правительством
эмитировавшим свыше 26 тыс.т
выбросов СО2 в год
• цель: к 2030 г. сократить углеродоемкость
Китай
ВВП на 60-65% к 2005 г.
• цель: обеспечить уверенность в
добровольный мониторинг
способности компаний достигать цели в
выбросов ПГ для подготовки
механизм государственного регулирования выбросов парниковых
области низкоуглеродного развития
углеродной отчетности компаний во
газов (ПГ) находится в стадии формирования
•
к 2030 году сократить выбросы ПГ до
всех отраслях хозяйственной
Россия
уровня не более 70% относительно 1990 г.
деятельности
6
Источник: аналитика SBS
С 2026 г. планируется введение платы за углеродный след
импортируемой продукции в ЕС, что скажется на российских компаниях
1
ели
Снижение углеродоемкости импортируемой продукции и повышение конкурентоспособности европейских производителей
Описание меры
Механизм ценообразования
Налогооблагаемая база
▪ Плата за выбросы углекислого газа, связанные с
Средняя аукционная цена квот EU
▪ Scope 1 - выбросы, связанные непосредственно с
Расширение
производством импортируемой в ЕС продукции
ETS на выбросы углерода каждую
производством продукции
ЕU ETS на
неделю
▪ Импортерам необходимо приобретать цифровые
▪ Scope 2 - выбросы, возникающие при
импортеров
сертификаты (CBAM certificates)
производстве электроэнергии, которую покупает
предприятие
2
По объему экспорта данных товаров в ЕС Россия занимает лидирующее положение
BAM первоначально будет применяться к
мпорту товаров с высоким риском утечки
Объем экспорта, потенциально подпадающего под CBAM, млрд долл.
углерода:
▪ Железо и сталь
Россия
7,6
▪ Алюминий
Китай
▪ Цемент
Турция
▪ Удобрения
Великобритания
▪ Электричество
Украина
3
! Компании-производители из стран, участвующих в системе EU ETS (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), а также стран с
собственными схемами углеродного регулирования будут исключены из механизма CBAM
ханизмы
компенсации
Базово в механизме отсутствует возможность учета поглощения ПГ лесами и другими экосистемами, например, в результате лесных
климатический проектов
7
С 2023 г. компании, чьи выбросы парниковых газов составляют 150 тыс.
тонн и более обязаны предоставлять отчеты о выбросах в органы власти
Цель климатической
сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) на 70% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. с учетом максимально
возможной поглощающей способности лесов
политики России
!
Актуализация климатической повестки обусловлена введением в ЕС к 2026 году механизма трансграничного
Актуальность
углеродного регулирования (CBAM):
• в рамках «Европейского зеленого курсаª планируется введение налога на импорт углеродоемкой продукции в
Механизм пограничной
страны ЕС
углеродной
• возникает необходимость разработки комплекса мер по снижению налоговой нагрузки для российских
корректировки ЕС (CBAM *)
экспортеров путем введения в России внутренней системы углеродного регулирования
Первый шаг в создании российского законодательства, которое позволит осуществить углеродное регулирование
Концепция закона включает два блока:
Механизм реализации
введение обязательной углеродной отчетности
добровольная реализация климатических
для крупнейших эмитентов выбросов ПГ
проектов (мероприятий, обеспечивающих
(более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа на
сокращение выбросов или увеличение поглощения
Федеральный закон от
первом этапе с 2023 г.)
парниковых газов)
02.07.2021 г. № 296-ФЗ
1
2
«Об ограничении
создание реестра углеродных единиц -
создание информационной основы для управления
информационной системы, в которой регистрируются
выбросов парниковых
выбросами парниковых газов в экономике и ее
климатические проекты и ведётся учёт углеродных
отраслях (реестр выбросов парниковых газов)
газовª
единиц и операции с ними
8
К концу 2022 г. компании со значительным влиянием на окружающую
среду должны получить комплексное экологическое разрешение
огласно Федеральному закону от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране
Комплексное экологическое разрешение -
кружающей средыª (в соответствии с внесенными изменениями от 21
новый экологический документ, содержащий природоохранные
юля 2014 года №219-ФЗ) к объектам, оказывающим негативное
требования и нормативы, обязательные для выполнения
воздействие на окружающую среду относятся:
предприятиями, эксплуатирующими объекты I категории негативного
I категория
Объекты, оказывающие значительное воздействие
воздействия на окружающую среду
II категория
Объекты, оказывающие умеренное воздействие
!
III категория
Объекты, оказывающие незначительное воздействие
комплексного разрешения считается незаконной
IV категория
Объекты, оказывающие минимальное воздействие
В случае неполучения КЭР и несоблюдения нормативов предприятию грозит:
то обязан получать комплексное экологическое разрешение?
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС):
▪ с коэффициентом 100 (по выбросам и сбросам)
▪
с коэффициентом 25 (по отходам)
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории
Штрафные санкции в размере:
▪
10 000 рублей для должностных лиц
▪
до 100 000 рублей для юридических лиц
аковы сроки обращения на получение КЭР?
Приостановление деятельности производственной площадки до 90 суток
01.2019
до 31.12.2022
до 01.01.2025
Предъявление исков о возмещении вреда причиненного воздуху, водным
объектам, почвам без освобождения от штрафных санкций и
на объектах I категории1), вклад
на объектах, относящихся к
сверхлимитной платы за НВОС
которых в суммарные выбросы,
области применения
сбросы загрязняющих веществ в
наилучших доступных
Увеличение периодичности проверок, осуществляемых государственными
РФ составляет не менее 60%,
технологий и не включенных
органами надзора
обязаны получить КЭР
в Перечень1)
9
1) Перечень объектов, утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154